Православие в селе Хомутово

История, география, учреждения, транспорт...

Re: Историческая справка

Сообщение Сергей17 » 12 фев 2012, 12:32

Предлагаю этот пост вынести в отдельную тему.
Сергей17
Свой человек
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 08:19
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Пункты репутации: 2
Нейтральный

Re: Историческая справка

Сообщение Сергей17 » 12 фев 2012, 12:39

Сегодня был на воскресной службе. Вначале марта при храме открываются кружки:
1. Художественный (иконопись)
2. Игры на гитаре (5-летнее и 2-летнее обучение)
3. Английского языка
Оплата чисто-символическая..

Так же у церкви имеется задолженность по налогам и эл.энергии - так что желающие помочь - двери церкви открыты всегда!
Сергей17
Свой человек
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 08:19
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Пункты репутации: 2
Нейтральный

Православие в селе Хомутово

Сообщение Стрелок » 12 фев 2012, 14:57

История Православия в селе Хомутово

Время построения первой церкви в селении Хомутово, что расположилось в 17 километрах от центра города Иркутска, неизвестно, но была она возведена еще до 1690 года (скорее всего в 50-х годах), так как в тот год по указу тобольского митрополита Павла в Кудинскую слободу направлялся черный дьякон Мисаил собрать дань с церкви. Она изображена на чертеже С.Ремезова, а также упомянута в передаточной описи церквей 1706 года (времени образования Иркутского викариатства), где она поименована как церковь Троицкая. При этой первой церкви любил бывать, служить и отдыхать первый Иркутский епископ прославленный в лике святых Иннокентий Кульчитский. Церковь эта сгорела при не дошедших до нашего времени обстоятельствах, и вместо нее на том же месте в 1751 (по другим сведениям в 1756) была построена другая, тоже деревянная, с двумя приделами во имя Живоначальной Троицы и Пророка Божия Илии, с отдельной колокольней на столбах. Эта вторая церковь просуществовала до возведения нового каменного храма и была разобрана из-за ветхости в 1833. Тогда же на месте этих храмов была установлена часовня.

Новая каменная церковь начала строиться в 1815 году рядом с деревянной, к Юго-Западу от нее. Заложена она была по грамоте, данной иркутским епископом Михаилом и возводилась сначала на средства прихожан, а закончена и украшена на пожертвования якутского купца И. Я. Шилова. Им же рядом с храмом была сооружена богадельня, за что его наградили по ходатайству Синода золотой медалью. Одним из первых священников во вновь отстроенном храме Святой Троицы был протоиерей Иоанн Родионов. Начиная с момента построения каменного храма он стал центром второго иркутского округа — благочиния, которому подчинялись приходы на Север от Иркутска вплоть до границы с Капсалом и Олонками. Во все времена при храме служило три-четыре священника и всегда два диакона (один в штате и один заштатный).

Каменная церковь была трехпридельной: главный холодный храм во имя Живоначальной Троицы освящен 6 мая 1833; правый придел во имя Ильи Пророка — 1 октября 1833; левый придел — во имя Николая Чудотворца — 10 июня 1834. Храм был окружен оградой и аллеями деревьев-лиственниц, посаженными в 1870. В 1910-е годы в приходе числилось 5558 человек; существовала приписная деревянная часовня в д. Карлук.

Троицкая церковь, как об этом свидетельствует благословенная грамота, была построена по «представленному плану и фасаду», иначе говоря, по заранее составленному архитектурному проекту. Документально установить имя архитектора не удалось, но специалисты приписывает авторство известному иркутскому архитектору А. И. Лосеву. Мнение это не лишено оснований, так как формы храма соответствуют почерку Лосева.

Первоначальная объемно-пространственная композиция здания была нарушена в 1941 году из-за утраты высотной доминанты колокольни, которая ранее располагалась над папертью. Её разрушили. В остальном церковь сохранила свои формы. Планировочная структура ее имеет черты барокко — полукруглые алтари приделов лишь наполовину выступают из объема храма. Одновременно уже ощутимо влияние классицизма — это прослеживается в форме полуциркульной апсиды и в декоре фасадов. И хотя храм в виде широкого восьмерика на четверике и завершен традиционным восьмилотковым куполом, форма его приближается к полусферам классицизма. Декоративное убранство очень сдержанное — гладкие стены разделены лишь узкими пилястрами и завершены профилированным карнизом. Симметрично расположенные оконные проемы не имеют никакого обрамления.

Троицкая церковь являлась фактически последней каменной культовой постройкой, завершающей эпоху барокко, господствовавшей в Сибири почти столетие.

В советское время эта церковь долгое время оставалась в ведении общины верующих, ее закрывали дважды, сначала в 1932 году (но вскоре по настоятельному требованию населения опять открыли), а затем власти её основательно закрыли уже в 1939 году. Причём закрытие храма обставлялось внешне вполне законными причинами, главной из которых была официальная просьба приходского собрания закрыть приход, а здание церкви принять на руки государству. Сегодня, по прошествии лет, свидетели той трагической поры рассказали правду о закрытии прихода. Остатки прихожан, из числа ещё не высланных в более северные районы и не репрессированных, были запуганы сотрудниками областного отдела по делам религий возможными репрессиями и новыми высылками, а приход был обложен непомерным вменённым налогом, что и вынудило последнюю группу верующих, некогда огромного прихода, написать это прошение. Описи изъятия ценностей этого времени дают некоторое представление о внутреннем устройстве и о богатстве храма. Было изъято и отправлено в Москву 2,5 килограмма серебряных вещей, зачислено в госфонды более 100 наименований ценных предметов, сдано во «Вторцветлом» около 280 кг металла, передано в Спасскую церковь с. Урик более чем 180 кг парчовых изделий. Кроме того, из церкви было вывезено три позолоченных иконостаса: трехъярусный резной главного придела и два двухъярусных из боковых приделов. Последний священник храма, уроженец г. Новосибирска, протоиерей Иннокентий Николаевич Шабалин (1882—1938) был расстрелян советскими властями в 1938 году в с. Пивовариха по обвинению в причастности к монархическому подполью. Так же в последние годы в храме с отцом Иннокентием служили протоиерей Николай Иванович Днепровский (1886—1938), который был расстрелян по одному делу с И. Н. Шабалиным и иерей Павел Литвинцев. Иерей Павел был расстрелян красногвардейцами во дворе храма, прямо за его алтарём. Кроме Святотроицкого благочинного храма в селе Хомутово был небольшой, переделанный в годы гонений на Церковь из простого дома, деревянный храм в честь святого Софрония Кристалевского третьего Епископа Иркутского. Этот храм был открыт в 1924 году и просуществовал всего чуть более десятка лет. Он был так же насильственно закрыт 1 апреля 1936 года. Первым и последним настоятелем этого храма был протоиерей Павел Постников коему во в то время было уже 109 лет. Отец Павел служил в священном сане с 1890 года и в годы советской власти претерпел жестокие гонения по отношению к себе и к своей семье. К примеру, в 1930 году он был осуждён Оёкским нарсудом за:

крещение ребёнка без регистрации в органах ЗАГС;
опоздание в уплате гарцевого сбора;
агитацию против советских властей.

Отца Павла Постникова очень любили его прихожане-жители с. Хомутово и д. Поздняково, но он после закрытия Софроньевского храма пропал без вести.

Ещё в селе была часовня в районе поселения Барки и часовня Святого Креста в д. Талька, где она стояла на взгорке — прямо над центром поселения.

Сегодня церковь Святого Софрония сохранилась в виде сильно запущенного жилого дома по улице Кирова и она ждёт своего звёздного часа-дня возрождения. Часовня на Барках сожжена, часовня в д. Талька разрушилась от времени.

Понадобилось 58 лет, чтобы попранная ногами безбожников вера в Бога начала снова возрождаться в среде хомутовских сельских поселенцев. В 1997 году Троицкая Церковь, по ходатайству Иркутских епархиальных властей, указом губернатора Иркутской области, возвращена верующим. В день Святой Пасхи (24 апреля) 1997 года в Храм Святой Троицы с. Хомутова был назначен настоятель иерей Вячеслав Валерьевич Пушкарёв http://www.ruskline.ru/author/p/pushkarev_vyacheslav/, который возглавил процесс возрождения древней народной святыни.

Первоначально, устроить богослужебный процесс в здании самого храма не удалось, так как храм находился в заброшенном и аварийном состоянии. Колокольня была разобрана и продана населению по кирпичу в 1940 году. Её грубо укрыли от дождей и более за ней уже не ухаживали. Главные входы в притвор и в сам храм были так же грубо разобраны, для того, что бы в здание могла заходить техника, что привело к рассечению стен и деформации фундаментов. Притвор был насквозь пропитан мазутом и солярой в результате многолетней эксплуатации в нём двух дизельных электростанций. Потолки трапезной площадью в 190 кв. м. рухнули наземь из-за сгнивших от постоянных протеканий воды боковых креплений. Главный купол стоял без покрытия и протекал как решето. В храме не было не одного целого окна, так как они тоже пришли в полную непригодность для дальнейшей эксплуатации. В главном алтаре полностью обрушился потолок, а в Никольском приделе разрушилась почти до снования правая стена. Кроме того, в главном пределе были инсценированы разнообразные по назначению помещения, которые предстояло демонтировать. По совету высокопреосвященнейшего архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима (Лазебного) приход обратился к директору ЦСН Надежде Натановне Красной и в то же время в фонд федеральной собственности. Используя факт исторической ценности храма Святой Троицы как памятника архитектуры XIX века, делу передачи храма в собственность иркутской епархии и его возрождению был дан законный ход. Этому так же способствовал указ президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О передаче церковных строений Русской Православной Церкви» от 1992 года.

Так как в первое время в здании храма не было возможности совершать богослужения, приход начал свою работу на дому у прихожанки Надежды Даниловны Язиковой (ул. Урожайная д. 27), которая родилась в 1929 году в г. Запорожье и была дочерью приходского старосты. В этом доме прошли первые литургии и первые крещения. Более 300 человек было крещено отцом Вячеславом Пушкарёвым на веранде у Надежды Даниловны. Только поздней осень 1997 года было решено переместить богослужебную жизнь в здание самого храма. Возможность начать богослужение в храме была обеспечена доброхотными трудами новых прихожан. Семья Василия и Екатерины Бердниковых, Семья Владимира и Галины Новидонских, Таисия Лазарева и её сын Анатолий Александрович стали первыми активными прихожанами и помощниками отца Вячеслава. Из бизнесменов первым стал Сали Хужаев и его супруга Ольга Степановна, ведь именно они самыми первыми пожертвовали брус для восстановления перекрытия крыши в главном алтаре и эта семья помогает приходу до сих дней. Вторым очень сильным помощником и активным прихожанином прихода стал молодой бизнесмен из Иркутска Михаил Валерьевич Лазарев со всей своей многочисленной семьёй и конечно же верной Иисусу Христу женой Светланой. На его пожертвования благоустроилась в приходской дом бывшая заброшенная школьная кочегарка, что позволило священнику перебраться из города на постоянное жительство в село и сегодня Михаил Валерьевич один из главных помощников в деле возрождения тела храма и приходской жизни. Не оставил без внимания свой храм и почётный гражданин села Афанасий Иванович Ощерин, он одним из первых внёс свой посильный денежный вклад на дело его реставрации. Неоценимый вклад на протяжении многих лет сделал руководитель Хомутовского ДПМК Эдвард Карлович Станкевич со своей семьёй и со всеми своими сотрудниками (особенно Анатолием Георгиевичем Догатырёвым). Ни разу священник Вячеслав не получил отказа в помощи в этой организации. В самом начале храму так же очень сильно помогли бывший Ремонтный Завод и Сельхозхимия. Всю возобновляющуюся приходскую жизнь активно поддерживала своим административным ресурсом глава тогдашней сельской управы Наталья Николаевна Ващенкова. Постепенно круг помощников расширился и храм стал возрождаться активно.

Богослужение в самом храме было восстановлено в день Рождества Христова 1998 года и уже с этого времени оно ни на неделю не останавливалось. Много сделано в храме и в его приходской жизни с той поры. Сейчас уже восстановленна колокольня, по чертежам Ольги Саландаевой, Александра Петрова, Игоря Пинайкина, а сделано это на деньги супругов меценатов Георгия Герасименко и Киры Шануевой при непосредственном руководстве строительством со стороны её настоятеля протоиерея Вячеслава Пушкарёва. На сегодняшний день многие строительно реставрационные работы на территории храма обеспечены продолжателем дела Э. К. Станкевича его сыном Вадимом Эдвардовичем и семьёй прихожан храма Андрея и Натальи Строевых.

Первые храмовые иконы написаны Павлом Вильчинским, Юлией Геберле, Николаем Натягановым, Светланой Турчаниновой. Сегодня, в храме проведена глубокая реконструкция его внутреннего содержания. Художественный проект выполнен тандемом священников храма Вячеславом Пушкарёвым и Александром Маликовым. В современном виде просматривается влияние греческой церковной архитектуры и живописи. Храм находится в состоянии росписи внутренних стен. Роспись ведётся выпускником иркутского художественного училища и Тобольской Духовной семинарии иереем Александром Юрьевичем Маликовым и его подмастерьем Григорием Юрьевичем Балтуевым.

Храм Святой Троицы заново стал Центром Благочиния в 2000 году, а отец Вячеслав Пушкарёв возглавил его. Благочинию подчиняются 28 приходов и 21 священник (в девяти районах на Север от Иркутска вдоль правого берега р. Ангары). Все эти приходы открыты трудами священнослужителей храма в селе Хомутово, а большинство священнослужителей благочиния выросли до своего священнического сана именно в Свято-Троицком приходе, так что приход стал кузнецей православных кадров. Так например в 2000 году стал священником бывший первый староста прихода Владимир Владимирович Новидонский и он теперь служит настоятелем Храма Сорока мучеников вастийских в селе Ревякина Иркутского района, а один из ктиторов храма Андрей Агеев теперь монашествует в Америке под именем иеромонаха Лаврентия (Агеева).

Священнослужители храма активно занимаются миссионерством, распространяя Христианское учение в северных районах Иркутской области. Даже совершенно отошедшее в язычество автохтонное бурятское население Усть-Ордынского Бурятского Округа относится к хомутовским миссионерам с необходимым для миссии минимумом понимания и без открытой вражды (исключение составляет Ольхонский район, где активно действуют бурятские популяризаторы шаманизма, там у православной Церкви до сей поры достаточно конфликтная ситуация с местной шаманистской ячейкой, хотя имеется уже четыре активных православных прихода). Такая, относительно благоприятная ситуация, сложилась не сразу, а именно за последние 14 лет активной православной миссии. Благодаря терпению и трудам нескольких священников, на сегодняшний день, о православной вере, проповедано ими уже в 41 населённом пункте иркутской области. Начав с нулевой отметки, Иркутская епархия приобрела, из рук Хмутовского прихода, за эти 14 лет, 22 действующих (качественно по разному) прихода и соответственно около 750 человек верных (по опросу декабря 2009 г.), а также, возможно, более 3000 заинтересованных (посещающих православные приходы по 4—5 раз в году). Только в течение 2009 г. священниками-миссионерами окрещено более 400 человек, пожелавших присоединиться к православию, что в купе с прошлыми миссионерскими годами составило около 16700 человек. Со всеми новоокрещёнными христианами хомутовскими священниками проведены огласительные беседы о правилах и смысле жизни христиан. Кроме того, под патронатом хомутовского духовенства, на данном этапе находится ещё 13 новых православных общин (в зачаточном состоянии, по 5-10 верующих). К уже существовавшим семи каменным церквям (открытым чуть ранее), за последний год, священниками храма Святой Троицы прибавлены ещё две новые деревянные церкви и две деревянные же часовни с действующими приходами и ещё две церкви (одна из них в честь Святого Духа строится в с. Хомутово в микрорайоне Западный по улице А. И. Ощерина) и две часовни находятся в состоянии завершения строительства (в том числе часовня во имя иконы «Взыскание погибших» на хомутовском сельском кладбище). На данном этапе ведётся проектно сметная работа на предмет начала возрождения Свято-Сафроньевского храма в микрорайоне Северный по ул. Кирова и этой работай иактивно занимается иерей Сергий Иннокеньтьевич Кокорин.

На данном этапе в храме Святой Троицы села Хомутово служат: протоиерей Вячеслав Пушкарёв, протоиерей Александр Маликов, иерей Виктор Жилкин, иерей Василий Махов, иерей Сергий Кокорин (одновременно отец Сергий занимается строительством нового храма в микрорайоне Северный), иерей Георгий Герасименко (одновременно отец Георгий исполняет должность приходского старосты и строит храм в микрорайоне Западный), иерей Андрей Яковлев, чтец Рустик Даньчиков, алтарник Дионисий Концевич, алтарник Александр Ощерин, алтарник Артемий Понамарёв, а церковным хором руководит регент Кира Шануева (первым регентом хора была Мария Александровна Поспеева). Казначеем храма является Наталья Парфёнова, а бухгалтером Татьяна Волчатова. Церковной свечной и книжной лавкой заведуют супруги Сергей и Наталья Калашниковы. Активными прихожанами храма являются примерно 300 человек жителей Хомутово, г. Иркутска и окрестных деревень. Храм открыт ежедневно. Церковные службы, в виду постоянной реконструкции, пока, совершаются в субботу, воскресение, понедельник, а в остальные дни священники прихода занимаются миссионерской деятельностью и служат в отдалённых поселениях Верхоленского благочиния. Крещение В Сято-Троицком храме бывает еженедельно в субботу в 9.45 утра. Клир храма очень доступен и активно участвует в социальной и благотворительной жизни села постоянно сотрудничая с сельской администрацией и учреждениями образования, культуры.

Главная древняя святыня храма — старинная икона Николая Угодника, архиепископа Мирликийского.

На данный момент проповедническую деятельность служителей и жизнь храма Святой Троицы освещает Православный канал Сибири

Источник http://ru.wikipedia.org
Прежде люди были ближе друг к другу. Приходилось - оружие-то было только ближнего боя.
Аватара пользователя
Стрелок
Я тут живу!
 
Сообщения: 1309
Изображения: 0
Зарегистрирован: 11 май 2011, 10:22
Благодарил (а): 48 раз.
Поблагодарили: 77 раз.
Пункты репутации: 22
Хороший человекХороший человекХороший человек

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение Сергей17 » 12 фев 2012, 14:59

Спасибо за тему, и за отдельный её вынос!
Сергей17
Свой человек
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 08:19
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Пункты репутации: 2
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение admin » 12 фев 2012, 15:04

Сергей17 писал(а):Спасибо за тему, и за отдельный её вынос!

Пожалуйста. Сообщение Стрелка тоже скопировал.
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 11 май 2011, 08:17
Откуда: Иркутск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Пункты репутации: 3
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение Сергей17 » 12 фев 2012, 15:09

admin писал(а):
Сергей17 писал(а):Спасибо за тему, и за отдельный её вынос!

Пожалуйста. Сообщение Стрелка тоже скопировал.

Так оно основопологающее...
Сергей17
Свой человек
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 08:19
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Пункты репутации: 2
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение eremal » 13 фев 2012, 10:52

Многими уже говорилось, что в Западном храм строиться, хотелось бы узнать где конкретно. Кто-нибудь владеет такой информацией
Аватара пользователя
eremal
Постоялец
 
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 26 май 2011, 21:29
Откуда: Западный :)
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Пункты репутации: 4
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение Машуша » 13 фев 2012, 11:29

eremal писал(а):Многими уже говорилось, что в Западном храм строиться, хотелось бы узнать где конкретно. Кто-нибудь владеет такой информацией

здесь viewtopic.php?f=39&t=244
«Пока ты не способен сказать "нет", твое "да" бессмысленно»
Аватара пользователя
Машуша
Модератор
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 11 май 2011, 19:12
Откуда: Западный
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 41 раз.
Пункты репутации: 6
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение Сергей17 » 13 фев 2012, 12:38

eremal писал(а):Многими уже говорилось, что в Западном храм строиться, хотелось бы узнать где конкретно. Кто-нибудь владеет такой информацией

Ощерина
Сергей17
Свой человек
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 08:19
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Пункты репутации: 2
Нейтральный

Re: Православие в селе Хомутово

Сообщение sindrom » 13 фев 2012, 21:42

eremal писал(а):Многими уже говорилось, что в Западном храм строиться, хотелось бы узнать где конкретно. Кто-нибудь владеет такой информацией


а чего конкретного-то нужно, адрес - Ощерина, напротив ТЦ "Магнит", заходите - расскажем, покажем все))) ну а если хотите помочь - напротив храма баннер с телефоном батюшки
sindrom
Активный пользователь
 
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 09 фев 2012, 14:10
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Пункты репутации: 3
Нейтральный

След.

Вернуться в Хомутово

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Рейтинг@Mail.ru